11 декабря в Общественной палате РФ были подняты вопросы медицинского обслуживания чернобыльцев и других лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и ядерных испытаний.

В работе круглого стола приняли участие Президент Общероссийского союза общественных объединений Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин,  заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, доктор биологических наук, профессор Сергей Воронов, заместитель начальника управления МЧС России Александр Даниелян, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Афонский, член Совета Федерации ФС РФ Юлия Вепринцева, заместитель директора Медицинского радиологического научного центра Минздрава России, председатель Российской научной комиссии по радиологической защите, член-корр. РАН Виктор Иванов, заместитель директора Онкологического института им. П.А.Герцена Сергей Иванов, руководитель антиядерной программы Гринпис России Лилия Иванова, начальник Управления психологического и медицинского обеспечения МЧС России Геннадий Кавалерский, заместитель Председателя Комиссии по законодательству и судебной деятельности Союза «Чернобыль» России Нагопят Карибджанян, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, руководитель детского научно-практического центра противорадиационной защиты Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Лариса Балева, председатель правления Тульского «Центра экологической политики и культуры» Михаил Буденков, председатель Калужской региональной общественной организации Союз «Чернобыль»Юрий Джанаев.

Вячеслав Гришин обозначил круг самых главных проблем, связанных с вопросами медицинского обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации. «Во-первых, действующий порядок диспансеризации этих граждан не соответствует современным требованиям и изменившейся нормативной базе. Во-вторых, растет число платных медицинских услуг, так как действующий порядок оказания медицинской и лекарственной помощи, ее объем установлены в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Это не обеспечивает полноценного и качественного лечения и не гарантирует полного возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации», — отметил Гришин. По его словам, в последние годы наблюдается уменьшение (до 40-50%) количества положительных заключений Межведомственных экспертных советов (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия. Помимо этого значительно увеличился период рассмотрения медицинских документов в МЭС и ухудшилось качество их подготовки.

Актуальность и злободневность данной проблемы отмечали все участники встречи. Особенно остро обсуждался вопрос о проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который очевидно нуждается в детальной проработке, так как при ошибочном подходе к этому вопросу сотни и тысячи ликвидаторов и их потомков могут лишиться необходимых льгот и медицинской помощи». Член общественной палаты Лидия Михеева обратила внимание коллег на общественную экспертизу проекта закона «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Она сообщила, что «К сожалению, эта экспертиза была оставлена Правительством без внимания. Мы будем просить руководство Общественной палаты, чтобы все аспекты экспертизы все-таки были услышаны и приняты во внимание».

Депутат Государственной Думы Владимир Афонский сообщил собравшимся о резонансе, вызванном данным законопроектов в Тульской области, ведь по площади загрязнения территории этот регион занимает первое место среди других регионов Российской Федерации, пострадавших от аварии. Он предложил выступить за сохранение компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам, проживающим в загрязненных зонах в настоящее время. Для объективной оценки сложившейся ситуации по мнению депутата Афонского необходимо провести следующие мероприятия: дополнительное радиационно-гигиеническое обследование населения области (на предмет состояния здоровья населения, проживающего в радиационно-загрязненных населенных пунктах);  уточнение границы зон радиоактивного загрязнения, а также дополнение Перечня населенных пунктов, расположенных в границах этих зон, населенными пунктами Тульской области с уровнем радиоактивного загрязнения, превышающим установленные нормы; выработку научно обоснованной методики определения накопленных доз облучения различных категорий населения, обеспечение должного уровня радиационного мониторинга окружающей среды и спецдиспансеризации населения для получения достоверных оценок экологической ситуации и медицинских последствий катастрофы, в том числе на относительно «чистых» территориях, подвергшихся специфическому йодному загрязнению, вызывающему заболевания щитовидной железы, провести их общественное и научное обсуждение.

Владимир Игорьевич также предложил внести изменения в Статью 7 Федерального закона  «О социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исключив пересмотр Перечня населенных пунктов один раз в пять лет, и добавить в Перечень, согласно  Федерального закона,  населенные пункты, которые по ряду причин (военные городки и т.д.) не попали в Перечень городов (поселков), находящихся в зоне, подверженной последствиям аварии.

По итогам заседания круглого стола по теме «Проблемы медицинского обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний»
России  в резолюцию  которая будет направлена в соответствующие государственные органы в ближайшее время, внесли следующие предложения:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
•    рассмотреть предложения по внесению дополнений в статью 24: «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в части создания для граждан, указанных в ст.13 Закона системы бесплатного обязательного медицинского страхования со специальной базовой  программой (принятие дополнительной программы государственных гарантий оказания гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС бесплатной медицинской помощи);
•    дополнить статью 13: «Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы» пункт 13: «Дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1,2,3,6,7,9,11 и 12 части первой статьи 13 настоящего Закона».

Правительству Российской Федерации:
•    на основании ст.24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поручить уполномоченным органам, определить порядок и объем оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
•    отложить решение о переводе населенных пунктов, в связи с изменением радиационной обстановки в зоны с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения до завершения мероприятий, направленных на улучшение экологической, социальной и экономической ситуации в пострадавших от радиации территориях, а также повышения доступности населения, проживающего в загрязненных районах, к медицинской и лекарственной помощи.
Минздраву России:
•    создать межведомственную аналитическую рабочую группу по обобщению и анализу данных о состоянии здоровья и оказанию медицинской и лекарственной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации, предусмотрев в ней участие экспертного сообщества;
•    в целях совершенствования системы учета и наблюдения в структуре Национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР) ускорить принятие  приказа «О формах Национального радиационно-эпидемиологического регистра, порядке верификации информации, включенной в единую федеральную базу данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра, а также доступа к ней»;
•    обеспечить организацию и проведение специализированного медицинского обследования, лечения и реабилитации детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, детей первого, второго и третьего поколений, рожденных от облученных родителей (группы высокого радиационного риска) с использованием современных высокотехнологичных специализированных методов (цитогенетических, молекулярно-генетических, иммунологических);
•    установить порядок и объем оказания специализированного медицинского обследования, лечения и реабилитации детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, а также детей первого, второго и третьего поколения, рожденных от облученных родителей;        
•    с учетом накопленных научных знаний и опыта работы Межведомственных экспертных советов по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации новый Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
•    рассмотреть возможность создания в Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах Межведомственные экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
•    подготовить предложения по разработке и применению единого Перечня заболеваний, возникновение или обострение которых может быть обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС для граждан России и Беларуси, подвергшихся воздействию радиационных факторов;
•    разработать порядок оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий, их потомков и населения в зонах отселения. Определить медицинские учреждения и порядок направления в них пациентов;
•    отменить приказ Минздрава России от 26.05.2003г. № 216 с внесением соответствующих изменений в приказ Минздрава России от 03.12.2012г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определённых групп взрослого населения» в части, касающейся диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
•    определить в структурах Минздрава России и ФМБА России ответственных специалистов по вопросам медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний;
•    обеспечить взаимодействие на постоянной основе с Союзом «Чернобыль» России.

МЧС России:
•    пересмотреть содержание и объемы финансового обеспечения задач, изложенных в проекте Концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2020 года»,  учитывая ее социальную направленность, улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также пострадавшего населения, обратив особое внимание на детей;
•    предусмотреть при разработке Концепции федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2020 года» создание Координационного совета по контролю за реализацией ФЦП;
•    создать Координационный совет по контролю за реализацией действующей федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», включив в его состав представителей общественных организаций граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
•    рекомендовать разработать и принять специальные территориальные программы дополнительного медицинского страхования граждан, пострадавших в результате радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний, обеспечив их необходимым финансированием.