В Госдуме и РСА оценили последствия либерализации ОСАГО
Закон о либерализации ОСАГО действует в России с августа минувшего года. Он предусматривает применение к водителям индивидуального подхода при установлении тарифа по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Тариф на ОСАГО зависит от того, как конкретный водитель соблюдает правила дорожного движения и от иных обстоятельств, таких как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и так далее.

Ridus.ru выяснил, насколько эффективным оказался закон о либерализации ОСАГО — и как он защищает интересы автовладельцев на дорогах.

После десяти месяцев действия закона об индивидуализации тарифов ОСАГО можно констатировать, что от его введения выиграли добросовестные водители, а страховые компании получили возможность более точно оценивать профиль водителя для формирования индивидуальных условий страхования.

Об этом в интервью Ridus.ru рассказал федеральный координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
- Закон ввел более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС), которая предусматривает 58 ступеней градации вместо четырех. Для опытных водителей старшего возраста КВС был снижен, а для молодых и неопытных — повышен. Добросовестные водители выиграли. Водители молодые, которые относятся к рисковым группам, нет. Эти изменения позволили уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя. Безаварийные водители стали меньше платить, а автовладельцы с аварийным стилем вождения получили мощный экономический стимул для того, чтобы менять стиль вождения,  — отметил парламентарий.

«Страховые компании получили возможность максимально подробно оценивать профиль каждого отдельного автомобилиста и устанавливать индивидуальные условия страхования, — продолжает Афонский. — Страховщики стали бороться за культуру вождения что называется „рублем“, подорожавшие полисы для лихачей повлияли на улучшения безопасной обстановки на дорогах».

Рассуждая о возможном дальнейшем повышении стоимости ОСАГО парламентарий отметил, что уже сейчас можно заметить, что почти у 40% автомобилистов после так называемой реформы ОСАГО подорожали полисы. «Это произошло потому, что стали учитывать аварии, которые были год или два назад», — уточнил Афонский.

- Что еще может повлиять на повышение стоимости ОСАГО в будущем? Не существенно — инфляция. В расчете базового тарифа будут включаться дополнительные издержки страховщика, связанные как с ростом стоимости запчастей и урегулирования убытков, так и общими изменениями инфляции в стране. Однако, думаю, что конкурентная борьба за привлекательные клиентские сегменты может оказать существенное влияние на величину средней премии по рынку в целом и не позволит существенно вырасти стоимости, — заключил координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»

В свою очередь президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс в беседе с Ridus.ru отметил, что средняя стоимость полиса ОСАГО для легковых автомобилей физлиц в целом по России осталась неизменной — до шести тысяч рублей.

Либерализация сыграла на руку тем, кто дисциплинированно водит — у них есть «бонусы» в виде понижения цены полиса. А те, кто водит крайне агрессивно, у кого множество нарушений, получили повышение стоимости — и это очень хорошо для безопасности движения в целом. Поэтому либерализация сработала: по всем оценкам страховщиков, Центробанка и законодателей, этот процесс необходимо продолжать,
— подчеркнул Юргенс.

Как ранее писал Ridus.ru, нижняя палата парламента приняла в третьем, окончательном чтении поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО», которые призваны упростить автомобилистам оформление полиса автострахования.

Теперь для получения полиса ОСАГО водителю легкового автомобиля больше не понадобится предоставлять диагностическую карту и подтверждать прохождение техосмотра. Другими словами, техосмотр частных автомобилей в России «отвязали» от страховых полисов.

Закон должен будет вступить в силу 22 августа.

По материалам:
https://www.ridus.ru/news/356234
Максим Коломиец, журналист «Ридуса», отдел политики
Фото:  Донат Сорокин/ТАСС