Всегда готовы к диалогу
Ровно год назад, 7 апреля, проводя заседание Госсовета по вопросам малого и среднего бизнеса, Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу в ближайшие пять лет добиться значительного роста доли малого бизнеса в структуре отечественной экономики, а для этого повысить эффективность государственной поддержки малого бизнеса, решить проблемы, связанные с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе с проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Главная » Статьи
Всегда готовы к диалогу
Всегда готовы к диалогу
07 Апреля 09:29
Ровно год назад, 7 апреля, проводя заседание Госсовета по вопросам малого и среднего бизнеса, Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу в ближайшие пять лет добиться значительного роста доли малого бизнеса в структуре отечественной экономики, а для этого повысить эффективность государственной поддержки малого бизнеса, решить проблемы, связанные с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе с проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

О том, какие меры предприняты по поручению Президента законодательным собранием страны, мы беседуем с заместителем председателя комитета Государственной Думы по вопросам собственности Владимиром Афонским.

— В настоящее время в России малый и средний бизнес представлен, прежде всего, индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, чей вклад в ВВП страны составляет порядка 20%, причем начиная с 2007 года этот показатель практически не меняется. Одним из инструментов, позволяющим решить задачу увеличения доли малого бизнеса в структуре отечественной экономики, является совершенствование нормативной базы. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы, реализуя государственную политику, направленную на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Только в 2015 году мы приняли более 20 законов.


— А можно поподробнее...

—  Во второй половине 2014 года был принят ряд законопроектов, в том числе о наделение субъектов Российской Федерации правом предоставлять двухлетние «налоговые каникулы» индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную или патентную системы налогообложения, об освобождении от налогообложения средств финансовой поддержки, полученных по сертификату на привлечение трудовых ресурсов, и о возможности для всех субъектов малого предпринимательства ведения бухгалтерской отчетности в упрощённом виде. Законопроекты направлены на снижение налогового бремени и снижение документооборота, связанного с ведением отчетности.

В 2015 году мы приняли поправки к Налоговому кодексу РФ (ст. 12 ч. 1 и 2) в части совершенствования специальных налоговых режимов, и начиная с 1 октября 2015 года субъекты Российской Федерации сами могут устанавливать льготы для малого бизнеса. Так, для плательщиков упрощенной системы налогообложения предусмотрена возможность снижения ставки с 6 до 1%, а для тех, кто применяет единый налог на вмененный доход, ставка может быть снижена с 15 до 7,5%. В некоторых случаях разрешается снизить ставку даже до 0%. В Тульской области ставка снижена для предпринимателей и организаций производственной, строительной, сельскохозяйственной и научной сфер деятельности. Кроме того, с января 2016 года увеличено предельное значение лимита доходов на упрощенную систему налогообложения с 68,82 миллиона рублей в 2015 году до 79,74 миллиона рублей в 2016 году, соответственно применить данную систему налогообложения теперь может гораздо больше предпринимателей и организаций, включая и те, у которых есть филиалы или представительства.   Производители молочной продукции, кожаных изделий, хлеба и кондитерских изделий с января 2016 года смогут перейти на патентную систему налогообложения.

Законодательно утверждены меры по стимулированию спроса на продукцию малых и средних компаний: с 1 июля 2015 года введено специальное регулирование в отношении особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках крупнейших государственных компаний. До 3 миллионов рублей увеличен предельный размер микрозайма, предоставляемого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Много сделано для привлечения частных инвестиций. В соответствии с законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», до 1 июля 2018 года продлен срок для реализации субъектами МСП преимущественного права на выкуп арендуемого ими государственного (муниципального) имущества. Я был инициатором принятия данного закона, так же, как и закона о Государственно-частном партнерстве, который позволяет использовать неконцессионные модели государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях. Расширена также сфера применения концессионных соглашений.

В декабре был принят закон об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и продлении срока действия отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации. Понимая, что в торговле или, например, в рекламной отрасли заметна тенденция снижения покупательского спроса, нами принято решение не повышать коэффициент-дефлятор К-1, который используется для расчета единого налога на  доход, а оставить его в 2016 году на уровне 2015.

Средства на поддержку МСП заложены в бюджет Российской Федерации на 2016 год, и в начале марта председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев подписал постановление о выделении средств в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в объеме 9,61 миллиардов рублей. Из которых наша область в текущем году получит 102,66 миллиона рублей.  


— Вы сказали, что были инициатором законопроекта о государственно-частном партнерстве. Чем он может быть интересен предпринимателям?

— Например, есть недостроенное здание или не реконструированный подвал, а предприниматель хочет открыть спортивный зал. Тогда он подписывает с администрацией договор о государственно-частном партнерстве и вкладывает деньги в ремонт и оборудование, как только сумма инвестируемых средств становится выше стоимости предоставленной недвижимости, она переходит в собственность предпринимателя. Единственное условие: не нарушать назначение использования объекта недвижимости. Возможен другой вариант – когда объекта нет и его надо создавать. Допустим, предприниматель хочет построить или реконструировать уже «убитое» здание и открыть в нем выставочный зал для жителей города. Главное, чтобы строительство такого зала было предусмотрено планом развития конкретной территории. В обоих случаях обязательно наличие публичной задачи местной власти и конкурсный отбор претендентов. Перечень возможных объектов соглашений о государственно-частном партнерстве также определен этим законом.


— Это интересно. Все перечисленные законы направлены на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. А что сделано в направлении снижения административных барьеров и уменьшения количества проверок?

— Во-первых, 13 июля прошлого года принят закон, устанавливающий запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства на период с января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» четко определены полномочия контрольно-надзорных органов при проведении проверок.

Отменена обязательность использования печати хозяйственных обществ. Отменено требование по срокам эксплуатации контрольно-кассовой техники. Пользователям контрольно-кассовой техники предоставлено право использовать модели контрольно-кассовой техники, исключенные из Государственного реестра, истечением нормативного срока амортизации до истечения срока полезного использования, который устанавливается поставщиком контрольно-кассовой техники. Сокращено число требований  по предоставлению учредительных документов, их копий, в том числе нотариально заверенных. Все это, в свою очередь, способствует сокращению издержек хозяйствующих субъектов на ведение бизнеса.


— Согласитесь, любой, даже самый прекрасный закон мало просто принять...
— Безусловно. На мой взгляд, необходимо не просто принять закон, но и  объяснить механизм его использования, отследить, как этот закон применяется на местах. В 2015 году вместе с председателем Совета Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Михаилом Глуховым,  начальником отдела развития малого и среднего предпринимательства комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Екатериной Солтановой, директором Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» Виталием  Кондуковым и главами администраций муниципальных районов мы проведи серию «круглых столов», где обсуждали правоприменительную практику трех федеральных законов, принятых Государственной Думой в 2015 году: «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации».  По итогам этих встреч при поддержке комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку был инициирован новый консультативный проект. На базе районных бюро технической инвентаризации во всех районах Тульской области создана сеть консультационных центров  по вопросам возможности оспаривания оценки кадастровой стоимости зданий и ответов на вопросы, интересующие предпринимателей. Надеюсь, что этот проект продолжит свою работу и в 2016 году.


— Много вопросов также вызвал закон о введении ЕГАИС

— Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является основным инструментом государственного контроля объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С одной стороны, мы понимаем, что это усложнение учетного процесса. С другой стороны, также ясно, что введение государственного контроля в этой сфере крайне необходимо. Для того чтобы все могли освоить работу с данной системой, правительство предоставило предприятиям розничной торговли и заведениям общественного питания переходный период: информация о продукции, которая будет приобретаться ими в период с 1 января по 31 марта 2016 года, может вноситься в систему до 20 апреля.  


— Одним из важнейших событий 2015 года стало создание Федеральной корпорации по поддержке МСП...

— По сути, это системный интегратор мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные цели —
привлечение денежных средств для поддержки субъектов МСП, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, обеспечение информационного взаимодействия с органами власти. Корпорация должна содействовать встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков крупного бизнеса, а также координировать деятельность организаций инфраструктуры поддержки и повышение качества и доступности услуг таких организаций для предпринимателей. С программой деятельности корпорации можно познакомиться на ее официальном сайте www.acgrf.ru.


— Владимир Игоревич, а что, на ваш взгляд, является важнейшими условиями развития малого и среднего бизнеса?

— Прежде всего, активность и заинтересованность самих предпринимателей, уменьшение административных барьеров, стабильная налоговая и финансовая политика,  совершенствование нормативно-правовой базы. Мы живем в правовом государстве, где выполнение законов является основой всех сфер деятельности. Наша задача своевременно инициировать новые законопроекты и вносить необходимые изменения в существующие федеральные законы, способствуя развитию бизнеса и не допуская конфликта интересов. Мы всегда готовы к диалогу. Буду рад обратной связи о применении действующих законов и вашим законодательным инициативам.

Источник: "Тульский бизнес журнал"