В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях».

Модератором пленарного заседания выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он напомнил, что в составе Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности во главе с депутатом ГД Анатолием Выборным действует подкомитет по антикризисному управлению, который ведет активную работу по продвижению позиции ТПП РФ в государственных органах, проводит экспертную работу в части подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере банкротства. Однако в этой сфере много проблемных зон, которые Владимир Страшко и предложил обсудить участникам конференции.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении обратил внимание на то, что кризис, как правило, является толчком для изменений законодательства о банкротстве. Особое внимание, считает Катырин, необходимо уделить обсуждению реализации дорожной карты «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», первым пунктом которой является внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления, концептуально меняющих подходы к оздоровительным процедурам в России, что особенно важно в современных экономических условиях.

Согласно анализу статистики арбитражных судов РФ подавляющее большинство составляют процедуры конкурсного производства – 96,6 %, а восстановлением платежеспособности закончились менее 0,2 процента. Палата концептуально поддерживает необходимость нового законопроекта, однако необходимо тщательно подойти к вопросу баланса интересов кредиторов и должника, не допуская перегибов в интересах какой-либо стороны. Предлагаемый должником план антикризисного управления должен предусматривать больше прав и возможностей по восстановлению его платежеспособности, в том числе по реструктуризации кредитной задолженности при обязательной антикризисной реструктуризации должника в согласованные с кредиторами сроки. Это предоставит должнику выбор: либо самому инициировать реабилитационные процедуры либо подвергаться риску быстрой принудительной ликвидации.

Сергей Катырин затронул также социальную сторону банкротства. По его мнению, привлечение средств третьих лиц для погашения задолженности по оплате поможет в случае банкротства работодателя удовлетворить текущие платежи по оплате труда приоритетно перед требованиями об уплате задолженности по налогам и сборам.

Президент Палаты также напомнил о необходимости разработки юридических механизмов регулирования отношений в сфере трансграничной несостоятельности, которые в настоящий момент в РФ отсутствуют. Как руководитель российской части деловых советов ШОС и БРИКС Сергей Катырин видит это крайне важным в рамках текущей политики интеграции и расширения внешнеэкономических связей.

Заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности Владимир Афонский привел статистику: в России более половины населения имеют кредиты, а каждый пятый кредит не обсуживается в срок. С просроченными долгами в России живут более 2 млн человек, темпы прироста задолженности очень высоки, а ужесточение требований банков лишило возможности рефинансировать долги. В этой связи финансовая реабилитация – единственная возможность вернуться к нормальной жизни, выработать план реструктуризации. Владимир Афонский также обратил внимание, что необходимо ужесточить надзор за арбитражными управляющими и повысить штрафы для операторов площадок, с которых продается имущество должников. Это поможет повысить доверие к процедуре реабилитации.
  
Бывший заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заслуженный юрист РФ Василий Витрянский в своем выступлении выразил обеспокоенность тем, что законодательство о банкротстве в России меняется слишком часто. По его словам, за последние 7 лет было инициировано более 49 поправок в законодательство, большинство из которых принимались в конце декабря и вступали в силу почти сразу. «Перманентная реформа или управляемый хаос – вот как называется текущее состояние законодательства», - заявил он. По его мнению, «конвейер» по разработке законов подменил работу о выяснении причин неэффективности первичного законодательства – никто не интересуется мнением профессионального сообщества.

В 2014 году из 15 тыс. дел в стадию финансового оздоровления перешли только 22. Причин этого никто так и не выяснил. Василий Витрянский обратил внимание на ряд непродуманных моментов в предложенных законопроектом изменениях. Так, например, возникает вопрос: «Какой кредитор в здравом уме проголосует за план реструктуризации, который рассчитан на 8 лет?». При этом суд может утвердить план вопреки мнению кредиторов, однако для этого необходимо наличие одного из 12 условий. По его словам, законопроект очень запутан и в случае принятия будет иметь такую же эффективность, как и предыдущий, если не ниже.

Начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев также изложил свою точку зрения. По его мнению, основная проблема текущего законодательства в том, что к ответственности привлекаются номинальные лица, поэтому реальных взысканий нет. Коллеги поддержали его, предложив ввести арест имущества с момента подачи искового заявления.

По итогам пленарного заседания было решено продолжить обсуждение аспектов законодательства о несостоятельности на соответствующих тематических секциях: «Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц в Российской Федерации», «Персональная ответственность руководителей и владельцев при банкротстве предприятий», «Трансграничный эффект банкротства», «Практика проведения электронных торгов в рамках процедур банкротства».

По окончании секций принята резолюция, которая будет доработана с учетом высказанных замечаний и предложений сформированной рабочей группой и станет основой для подготовки и направления обращения в правительство и законодательные органы.

Источник: http://tpprf.ru/ru/news/