Водителям пока разрешили ездить с той же скоростью
Правительство отложило решение о возвращении штрафа за превышение на 10 км/ч.

К 1 марта МВД, Минтранс и столичные власти представили в правительство свои сценарии по возвращению штрафа за превышение на 10 км/ч. В Белом доме взяли тайм-аут в несколько месяцев «на правовую и техническую оценку» идеи. Источники “Ъ” говорят, что инициатива по ужесточению штрафа выглядит «сырой» и необоснованной, не факт, что она вообще будет поддержана. Инициативу по снижению скоростного режима, с которой изначально выступали вице-мэр Максим Ликсутов и ГИБДД, не поддержали и в «Единой России».

Поручение представить идеи о снижении «нештрафуемого» порога с 20 км/ч до 10 км/ч вице-премьер Максим Акимов дал по итогам правительственной комиссии по безопасности движения. Инициатива принадлежала вице-мэру Москвы Максиму Ликсутову (входит в комиссию): столичные власти давно добиваются, чтобы водители ездили в столице медленно.
Об идеях, направленных в Белый дом, “Ъ” уже рассказывал. Минтранс предложил за превышение на 10–20 км/ч штрафовать на 500 руб., за остальные превышения также повысить санкции. Столичные власти предложили отменить нештрафуемый порог в 20 км/ч. В МВД предложили «мягкую конструкцию»: действующий 500-рублевый штраф должен применяться за превышение на 10–40 км/ч, но действовать он должен только в пределах населенных пунктов (эта инициатива была оформлена в виде законопроекта еще в 2015 году, но до Госдумы не дошла).
«Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения тщательно проанализирует представленные предложения по снижению нештрафуемого порога скоростного режима, в первую очередь в части их обоснованности, эффективности для достижения приоритетной цели — снижения аварийности на дорогах»,— заявил официальный представитель Максима Акимова. При этом он заявил, что усиление ответственности «требует не только правовой, но и технической и экспертной оценки»,— это планируется сделать в течение второго квартала 2019 года.
По ПДД водитель обязан ездить со скоростью, предписанной правилами, дорожными знаками и разметкой. Штраф за превышение до 20 км/ч не выносится, эта норма была закреплена в КоАП в 2013 году (до этого применялся штраф в 100 руб.). Поэтому, вопреки распространенному заблуждению, движение со скоростью 80 км\ч в городе, где разрешено 60 км\ч, является нарушением, но ненаказуемым.
Поступившие в Белый дом предложения носят скорее формальный характер, поясняет источник “Ъ” в аппарате правительства. «Снижение нештрафуемого порога они поддерживают, но не предоставляют доказательной базы, действительно ли такое усиление эффективно повлияет на снижение аварийности,— говорит собеседник “Ъ”.— Не представлены варианты, нет гибких решений, не проведен анализ, с какими сложностями придется столкнуться автомобилистам, надзорным органам, регионам, при таких изменениях в КоАП с одновременным увеличением количества комплексов фотовидеофиксаций на российских дорогах в рамках нацпроекта “Безопасные и качественные дороги”. Пока инициатива выглядит сырой».
Любопытно, что сам вице-премьер Максим Акимов в середине января 2019 года инициативу сначала поддержал, назвав ее «перспективной, правильной». Позже, в середине февраля, в интервью РБК он назвал данный вопрос «дискуссионным». 22 февраля «Единая Россия» объявила о том, что инициативу о снижении порога не поддерживает, не представлено доказательств, что ужесточение позволит улучшить безопасность на дорогах. 11 марта в Госдуме общественные слушания, где в том числе будет обсуждаться предложенная идея.
Напомним, что даже в случае поддержки инициативы на уровне правительства поправки к КоАП, требующие изменения нештрафуемого порога, должны будут пройти через парламент. Уже есть много случаев, когда правительственные законопроекты, внесенные в Госдуму, лежали там по несколько лет: это, в частности, до сих пор не принятые законопроекты о передаче полномочий по фиксации нарушений ПДД Москве и о введении залога за транспортное средство для пьяных водителей.

По материалам:

https://www.kommersant.ru/doc/3897320#full
Иван Буранов
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ