В пятницу, 14 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Депутаты рассмотрели во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
  Этот законопроект имеет огромную важность для облегчения финансового положения миллионов наших граждан, у которых есть просроченные потребительские кредиты, что особенно актуально в условиях кризисных явлений в экономике. В то же время проект учитывает необходимость сохранения финансовой стабильности банковской системы, устанавливая справедливый баланс интересов должника и кредитора.
Работа над законопроектом продолжалась около 3-х лет. Для доработки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа во главе с председателем Комитета С.Гавриловым и заместителем председателя Комитета В.Афонским, в которую также вошли представители ГПУ Президента РФ, Минэкономразвития, Минфина России, Банка России, экспертного сообщества.
Законопроект был доработан ко второму чтению по следующим основным направлениям:
1) сохранение за арбитражными судами подсудности дел о банкротстве граждан - индивидуальных предпринимателей независимо от характера долга - как по "предпринимательским", так и по потребительским кредитам;
2) установление максимального срока реализации плана реструктуризации долга – 3 года);
3) увеличение размера требований для возбуждения дела о банкротстве граждан до 500 000 руб. с учетом возможности изменения в большую или меньшую сторону указанного порога возбуждения дела о банкротстве после вступления указанного федерального закона в силу и наработки практики его реализации. В то же время гражданин независимо от размера просроченной задолженности в предвиденье невозможности исполнения обязательств и при наличии объективных признаков неплатежеспособности, установленных судом, вправе подать заявление о своем банкротстве. Признаком неплатежеспособности, к примеру, является превышение обязательств над стоимостью имущества, которое можно реализовать;
4) обязательное участие финансового управляющего в процедуре банкротства с установлением его вознаграждения в виде фиксированной суммы в размере 10 000 рублей, выплачиваемой единовременно должником за процедуру банкротства (фактически - "входного билета" для начала процедуры банкротства, являющейся более "щадящей" для должника по сравнению с исполнительным производством, которая возбуждается в случае отказа должника от уплаты 10 000 р.), и процентов в зависимости от величины удовлетворенных требований кредиторов, которые оплачиваются от продажи имущества должника и (или) иных его доходов, подлежащих включению в конкурсную массу.
5) совершенствование процедуры созыва и проведения собраний кредиторов посредством опубликования сведений об их проведении в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также предоставления возможности проведения собрания по месту рассмотрения дела о банкротстве либо по месту рассмотрения дела о банкротстве вместо места жительства должника, проведения собраний в режиме видеоконференций;
6) расширение в целях предотвращения трудностей с поиском должников персональных данных гражданина, подлежащих размещению в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (указание СНИЛС);
7) предоставление суду по аналогии с исполнительным производством права в качестве обеспечительной меры, направленной на предотвращение сокрытия имущества должника, вводить ограничение на выезд гражданина-должника за пределы Российской Федерации на период до завершения процедуры реализации его имущества.
8) определение состава имущества гражданина, которое не может быть реализовано в ходе банкротства в соответствии со статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. с исполнительным производством;
9) установление порядка реализации общим имуществом супругов.
При доработке законопроекта были учтены подготовленные Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации поправки, предусматривающие передачу подсудности дел о банкротстве граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями, от арбитражных судов судам общей юрисдикции. Учтены также предложения Минфина России, Банка России, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, уточняющие отдельные положения законопроекта.  
На доработанный Комитетом по вопросам собственности ко второму чтению законопроект получены положительные отзывы ГПУ Президента РФ, Экспертного управления, Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Позитивно оценен проект профессиональным и экспертным сообществом, в том числе РСПП, и Ассоциацией российских банков.
Депутаты рассмотрели и одобрили таблицы принятых и отклоненных поправок и рекомендовали Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.